воскресенье, 05 апреля 2015
Буду хранить их здесь, за неимением более удобной и толковой площадки.
читать дальше«Страх смерти есть невротический симптом», — писал Осипов незадолго до своей смерти. «Гоголь и Достоевский, хотя и сами страдают инфантильно-архаическими страхами, должны научить нас преодолевать эти страхи, преодолеть робость (слово робость происходит от ребенок) и быть мужественными».
цитата из книги И. Д. Ермакова "Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский" (М.: «Новое литературное обозрение», 1999 г.), вступительная статья Александра Эткинда
Мы с большей готовностью, чем другие народы, усваиваем себе воззрения, ограничивающие роль личности и значение личной инициативы в истории и выдвигаем на первый план закономерный и фатальный «ход вещей». <...> Но, с другой стороны, с тем же укладом согласуются теории, приписывающие исключительное значение великим людям, «вождям» и «героям»: наш волевой уклад одинаково приспособлен как к тому, чтобы мы послушно и понуро шли за «ходом вещей», так и к тому, чтобы мы более или менее охотно следовали за своим «вождем» или «героем», избавляя себя от труда хотеть и действовать.
<...> Французское выражение 'faire l'histore' ("делать историю"
, столь характерное для французского национального склада, совершенно неприменимо у нас: наша история как-то сама делается... В сущности, разумеется, это мы её делаем, но только пассивно, а не активно, — и для нас характерны выражения, в которых о нас-то умалчивается, вроде: «повеяло весной», «наступила реакция», «времена изменились» и т.д.
Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции// Д. Н. Овсянико-Куликовский литературно-критические работы: В 2 т. М.. 1989. Т. 2. ( Обломов.)
@темы:
книги