Ромовая баба
Здоровенный такой хер обзор на Настоящий детективВсе же я неисправимая идиотка. Я больше года назад узнала об этом чудесном сериале, но соизволила посмотреть его только сейчас. Хорошо хоть, что не после снятого второго сезона, впрочем, говорят, сюжет второго не имеет к первому сезону никакого отношения.
Овер дофига месяцев назад я посмотрела первый сезон Ганнибала и написала по нему аналитическую статью. Начала даже цикл статей, посвященных персонажам (который так и не закончила, потому что я ленивая задница) и обещала статью по Настоящему детективу как только посмотрю его целиком. Ну, так вот: я посмотрела.
Поначалу вообще думала, слова из себя не выдавлю. Нет, не то чтобы совсем нечего было сказать. Но, дело в том, что трудно говорить что-то, когда все идеально. Ну и что, что прекрасный сценарий? Ну да, режиссура на высоте. Отличная операторская работа. Оформление. Саундтрек. Актерские работы что надо. Но похвалить любой идиот может, а вот найти в прекрасном недостатки - трудно. Но я попробую.

Начнем с самого топкого места: сценария. Хочу для начала похвалить. Во-первых, сценарий гениален. Он сам по себе может считаться маленьким литературным шедевром, если рассматривать его в отрыве от сериала. Начну с формы. Хронотоп сюжета уникален, и чтобы разобрать его, нужно немного покопаться в теории хронотопа и отношений времени и пространства.
Время в сериале протекает в двух постоянно сменяющих друг друга плоскостях: в настоящем и прошлом. Прошлое делится ещё на два временных периода: события 1995 года и 2002 года. Из-за того, что действие происходит в наши дни, а многое можно понять только из событий в прошлом, поначалу очень трудно было вникнуть в происходящее на экране. Это и сыграло со мной дурную шутку в старом-добром 2014, когда я пыталась посмотреть его в первый раз. Я загнулась на первом же эпизоде, и объяснила свой поступок одной фразой: "Я не понимаю ничего из того, что происходит на экране". Изображаемые временные отрывки сменяли друг друга, как мне казалось, хаотично, без особого порядка. То мы в прошлом, то вдруг снова в настоящем, то опять в прошлом. Причем происходящие события не были связаны сюжетно: вот сейчас Раст Коул говорит о том, что всегда пьет пиво в этот день недели, и тут вдруг снова изображается ход расследования, потом вдруг Марти рассказывает, как Коул впервые пришел к нему домой. И все это без перехода, без связи, без, как кажется сначала, смысла. Таким образом, все события: цепь не связанных между собой эпизодов. Но, какая-никакая, временная цепочка все же выстраивается. И чем дальше в лес (буквально), тем невероятнее происходящее, но при этом, каким-то магическим образом, сюжет мотивирован каждым сделанным заранее шагом. СПОЙЛЕРКак могла убитая проститутка привести к заговору сатанистов, обличенных властью? Парадокс, какие поискать. Время, вплоть до серии 5-й: последовательно изложенные воспоминания, и чем ближе к середине сезона, тем меньше прыжков во времени совершается. Тебя буквально засасывает в происходящее, как в трясину. Иначе с Луизианой и быть не может, не так ли? Поэтому, несмотря на кажущуюся неравномерность, время линейно и по структуре напоминает цепь, три основных звена которых известны зрителю заведомо: 1995, 2002, 2012. Существование 2002 не важно для хода расследования, но необходимо для объяснения ещё одного мини-расследования, которое совершает уже сам зритель, окончательно вымотавшийся от таких временных гонок. Но об этом позднее. Теперь конкретно о времени действия. Ночь - преобладающее время суток, и занимает более половины экранного времени. Ночь/тьма - элементарная параллель, сама напрашивающаяся в голову после просмотра. Не ново, так что этот момент упустим.

Теперь пространство. Оно здесь вытянутое и открытое, обилие кадров, изображающих бесконечные топи или гетто тому подтверждения. Разомкнутость и пустота свойственны также пространству квартиры Раста - белые стены, на которых поначалу ничего, кроме крошечного зеркала и распятья. Почти полное отсутствие посторонних предметов, мебели. Под конец, оно заполняется элементами расследования, пока в финале место его квартиры не занимает склад, полностью заполненный вещами. Напротив, пространство Марти полностью меняется в противоположную сторону по сравнению в личным пространством Раста: от полного мебели и предметов быта дома до огромного и почти полностью пустого пространства офиса его детективной конторы. Место работы Раста, также: заставленное предметами пространство. В финале заполненность, забитость даже можно сказать, достигает своего апогея, и перед нами дом убийцы, подозрительно похожий на свалку. Авторское отступление от темыВ моем родном городе случилась громкая история, "прославившая" его чуть ли не на всю страну. Преподаватель университета был уличен в разграблении захоронений и патологической любви к трупам. Его студенты как-то пришли к нему в гости. И первое, что их поразило: замусоренность. В квартире творился такой бардак и стоял такой смрад, что там невозможно было находиться. А потом он показал им свои "куколки": мумии трупов, которые он откопал и одел в старомодные детские платья. Называл их "своими дочками". В итоге, его признали психически нездоровым. К чему я привела этот пример: замусоренность пространства не просто свидетельствует о какой-то нечистоплотности, зачастую, это признак психических отклонений и патологий. Вики называет это "патологическим накопительством". Синдром Плюшкина, проще говоря.
Если говорить о связи пространства и времени в сериале, то они здесь слитны, являются параллельными линиями, однонаправленными и представляющими собой как бы двойной слитый кабель, протянутый от точки А к точке Б. Таких точек, безусловно, куда больше, чем две.
Если говорить о действии в сериале, то оно также: цепь взаимосвязанных событий. Тут укажу одну интересную деталь, показательную для Настоящего детектива. То, что говорят герои в настоящем перед новыми детективами, не всегда совпадает с реально происходившим. Причины этого, разумеется, будут раскрыты, но сама ситуация создает комический контекст. Все события в сериале психологически мотивированы, однако, если вы любите изучать патологический ум психопата, этот сериал не для вас. И тут я перейду к минусам сюжета.

Во-вторых, и в последних, понятийная сторона, на мой скромный взгляд, не удалась. Психология убийцы едва намечена, но так и не раскрыта. Все туманные фразы Раста про особое мышление психопата, которого они ловят, так и остались туманными фразами. Да, в финале все карты раскрываются, но главный закон детектива, гласящий "Не вводить зрителя в заблуждение" - нарушен. Потому что нам так и не объяснят толком, что это был за культ Желтого Короля, почему у него было так много последователей, но при этом так до сих пор о нем никто не узнал, откуда он берет свое начало. Нам не пояснили самого главного, в конце концов: во имя чего убивались люди. Причина умерла вместе с убийцей, чтобы так и не быть названной. Почему корона, что значили плетенки, зачем жертвам завязывали глаза, для чего это делалось? Лично я чувствовала себя мягко говоря обманутой.

Теперь о характерах и персонажах. Одно слово - браво. Прекрасные актерские работы, и актеров первого, и актеров второго плана. К тому же, заметно игровое отношение сценариста и режиссера к картине. На занятии по массовой литературе в институте, наша преподаватель, ведя лекцию про детектив, посоветовала посмотреть сериал Настоящий детектив, чтобы понять, что представляют собой типовые персонажи классического и "крутого" детектива. Теперь я понимаю, почему. Безусловно, персонаж классического детектива: Раст. Все при нем: нелюдим, почти асексуален, помешан на своей работе и, конечно, гениален. Нонконформист, нестандартно мыслит, обладает мрачной историей из прошлого, одинок. В противоположность ему: Марти. Вокруг него всегда люди, чаще, конечно, девушки. Почему девушки? Потому что персонажи "крутого" детектива, чаще всего, были подвержены культуре мачизма. Они были настоящие мужчины, мужики, привыкшие к перестрелкам, погоням, допросам, работе в полиции нравов. Прямо процитирую: " - А какой типаж вы? - Я? Я простой парень со здоровенным прибором". У них часто любимые женщины и семьи, если не в начале романа, так обязательно в процессе или в итоге. Они просты и круты. Как Марти.

И вот в чем юмор позиции создателей сериала: они взяли и построили эксперимент. Мало того, что жанр сериала "неонуарный детектив" (о чертах нуарного жанра расскажу чуть ниже), так ещё и персонажи: два типажа массового детектива, два самых популярных типажа. Они будто поставили вопрос: а что будет, если они встретятся? Поэтому, опять же, кто любит обилие юмора - мимо. В основном, юмор оценят фанаты жанра, ведь многое здесь связано с фишечками и клише жанра. Все беседы Раста и Марти будто взяты из двух разных книг, словно кто-то вырезал монологи из Приключений Шерлока Холмса и какого-нибудь "круто сваренного" детектива Чандлера. Но персонажи здесь не просто типажи. Они люди, со своей психологией и мотивами, скелетами в шкафах и трудностями. Юмор создателей проявляется и здесь: развенчивается образ добропорядочного мачо, благопристойной жены, нелюдимого сыщика. За исключением понятийной стороны, здесь каждое ружье стреляет. Тут я вспомню о намеченной ранее внутренней детективной линии. Всего линий здесь две. Одна связана собственно с загадкой расследования, вторая - со взаимоотношениями персонажей. И раскрыть психологические причины тех или иных симпатий и конфликтов не менее увлекательное занятие, чем поиски убийцы.

О нуарном жанре. Мрачная атмосфера, поддерживаемая прекрасным, атмосферным звуком, прибавьте сюда Раста как сосредоточие, если подумать, одной из ипостасей нуарного детектива-сыщика. Мрачный голос, нигилистично рассуждающий о том, что все мы прогнили насквозь и не заслуживаем пощады ни на том свете, ни на этом. Словом, черты жанра сохранены и в таком контексте смотрятся также иронично. Тут кстати есть и классические для жанра фишечки и типажи: пару раз проехались по образу "шлюхи с золотым сердцем", "роковой красотки", "продажного полицейского", опять же ночь как основное время суток. Честное слово, если бы кто-то из героев носил плащ и шляпу, я бы в моменты, когда они выходят из машины, смеялась в голос.

Уделю ещё немного внимания заставке, которую я никогда не проматывала, ибо она прекрасна. В ней методом коллажа демонстрируются различные сцены из сериала, которые, к слову, я не все помню. Саундтрек Far From Any Road, как и The Angry River, уже давно стоят у меня на повторе в плеере, ещё с прошлого года, так что об этом даже говорить не буду.

Ну и сделаю выводы, на основании финала. Финальная фраза, как и все фразы Раста - заслуживают быть в цитатнике (в очередной раз плюсую сценаристам). Концовка одновременно и в духе нуарного детектива, что создает комичность, и в духе добротной такой психологической драмы. В такие моменты жалеешь, что за роль в сериале не дают Оскара. На мой взгляд, в Далласском клубе покупателей Макконахи хорош, но тут он просто великолепен. Выводы мои таковы - за исключением понятийной стороны, не прикопаешься. Это сериал, это просто "маст воч", что-то, что необходимо увидеть. У меня все. Побежала искать анализ в интернете :3
Овер дофига месяцев назад я посмотрела первый сезон Ганнибала и написала по нему аналитическую статью. Начала даже цикл статей, посвященных персонажам (который так и не закончила, потому что я ленивая задница) и обещала статью по Настоящему детективу как только посмотрю его целиком. Ну, так вот: я посмотрела.
Поначалу вообще думала, слова из себя не выдавлю. Нет, не то чтобы совсем нечего было сказать. Но, дело в том, что трудно говорить что-то, когда все идеально. Ну и что, что прекрасный сценарий? Ну да, режиссура на высоте. Отличная операторская работа. Оформление. Саундтрек. Актерские работы что надо. Но похвалить любой идиот может, а вот найти в прекрасном недостатки - трудно. Но я попробую.

Начнем с самого топкого места: сценария. Хочу для начала похвалить. Во-первых, сценарий гениален. Он сам по себе может считаться маленьким литературным шедевром, если рассматривать его в отрыве от сериала. Начну с формы. Хронотоп сюжета уникален, и чтобы разобрать его, нужно немного покопаться в теории хронотопа и отношений времени и пространства.
Время в сериале протекает в двух постоянно сменяющих друг друга плоскостях: в настоящем и прошлом. Прошлое делится ещё на два временных периода: события 1995 года и 2002 года. Из-за того, что действие происходит в наши дни, а многое можно понять только из событий в прошлом, поначалу очень трудно было вникнуть в происходящее на экране. Это и сыграло со мной дурную шутку в старом-добром 2014, когда я пыталась посмотреть его в первый раз. Я загнулась на первом же эпизоде, и объяснила свой поступок одной фразой: "Я не понимаю ничего из того, что происходит на экране". Изображаемые временные отрывки сменяли друг друга, как мне казалось, хаотично, без особого порядка. То мы в прошлом, то вдруг снова в настоящем, то опять в прошлом. Причем происходящие события не были связаны сюжетно: вот сейчас Раст Коул говорит о том, что всегда пьет пиво в этот день недели, и тут вдруг снова изображается ход расследования, потом вдруг Марти рассказывает, как Коул впервые пришел к нему домой. И все это без перехода, без связи, без, как кажется сначала, смысла. Таким образом, все события: цепь не связанных между собой эпизодов. Но, какая-никакая, временная цепочка все же выстраивается. И чем дальше в лес (буквально), тем невероятнее происходящее, но при этом, каким-то магическим образом, сюжет мотивирован каждым сделанным заранее шагом. СПОЙЛЕРКак могла убитая проститутка привести к заговору сатанистов, обличенных властью? Парадокс, какие поискать. Время, вплоть до серии 5-й: последовательно изложенные воспоминания, и чем ближе к середине сезона, тем меньше прыжков во времени совершается. Тебя буквально засасывает в происходящее, как в трясину. Иначе с Луизианой и быть не может, не так ли? Поэтому, несмотря на кажущуюся неравномерность, время линейно и по структуре напоминает цепь, три основных звена которых известны зрителю заведомо: 1995, 2002, 2012. Существование 2002 не важно для хода расследования, но необходимо для объяснения ещё одного мини-расследования, которое совершает уже сам зритель, окончательно вымотавшийся от таких временных гонок. Но об этом позднее. Теперь конкретно о времени действия. Ночь - преобладающее время суток, и занимает более половины экранного времени. Ночь/тьма - элементарная параллель, сама напрашивающаяся в голову после просмотра. Не ново, так что этот момент упустим.

Теперь пространство. Оно здесь вытянутое и открытое, обилие кадров, изображающих бесконечные топи или гетто тому подтверждения. Разомкнутость и пустота свойственны также пространству квартиры Раста - белые стены, на которых поначалу ничего, кроме крошечного зеркала и распятья. Почти полное отсутствие посторонних предметов, мебели. Под конец, оно заполняется элементами расследования, пока в финале место его квартиры не занимает склад, полностью заполненный вещами. Напротив, пространство Марти полностью меняется в противоположную сторону по сравнению в личным пространством Раста: от полного мебели и предметов быта дома до огромного и почти полностью пустого пространства офиса его детективной конторы. Место работы Раста, также: заставленное предметами пространство. В финале заполненность, забитость даже можно сказать, достигает своего апогея, и перед нами дом убийцы, подозрительно похожий на свалку. Авторское отступление от темыВ моем родном городе случилась громкая история, "прославившая" его чуть ли не на всю страну. Преподаватель университета был уличен в разграблении захоронений и патологической любви к трупам. Его студенты как-то пришли к нему в гости. И первое, что их поразило: замусоренность. В квартире творился такой бардак и стоял такой смрад, что там невозможно было находиться. А потом он показал им свои "куколки": мумии трупов, которые он откопал и одел в старомодные детские платья. Называл их "своими дочками". В итоге, его признали психически нездоровым. К чему я привела этот пример: замусоренность пространства не просто свидетельствует о какой-то нечистоплотности, зачастую, это признак психических отклонений и патологий. Вики называет это "патологическим накопительством". Синдром Плюшкина, проще говоря.
Если говорить о связи пространства и времени в сериале, то они здесь слитны, являются параллельными линиями, однонаправленными и представляющими собой как бы двойной слитый кабель, протянутый от точки А к точке Б. Таких точек, безусловно, куда больше, чем две.
Если говорить о действии в сериале, то оно также: цепь взаимосвязанных событий. Тут укажу одну интересную деталь, показательную для Настоящего детектива. То, что говорят герои в настоящем перед новыми детективами, не всегда совпадает с реально происходившим. Причины этого, разумеется, будут раскрыты, но сама ситуация создает комический контекст. Все события в сериале психологически мотивированы, однако, если вы любите изучать патологический ум психопата, этот сериал не для вас. И тут я перейду к минусам сюжета.

Во-вторых, и в последних, понятийная сторона, на мой скромный взгляд, не удалась. Психология убийцы едва намечена, но так и не раскрыта. Все туманные фразы Раста про особое мышление психопата, которого они ловят, так и остались туманными фразами. Да, в финале все карты раскрываются, но главный закон детектива, гласящий "Не вводить зрителя в заблуждение" - нарушен. Потому что нам так и не объяснят толком, что это был за культ Желтого Короля, почему у него было так много последователей, но при этом так до сих пор о нем никто не узнал, откуда он берет свое начало. Нам не пояснили самого главного, в конце концов: во имя чего убивались люди. Причина умерла вместе с убийцей, чтобы так и не быть названной. Почему корона, что значили плетенки, зачем жертвам завязывали глаза, для чего это делалось? Лично я чувствовала себя мягко говоря обманутой.

Теперь о характерах и персонажах. Одно слово - браво. Прекрасные актерские работы, и актеров первого, и актеров второго плана. К тому же, заметно игровое отношение сценариста и режиссера к картине. На занятии по массовой литературе в институте, наша преподаватель, ведя лекцию про детектив, посоветовала посмотреть сериал Настоящий детектив, чтобы понять, что представляют собой типовые персонажи классического и "крутого" детектива. Теперь я понимаю, почему. Безусловно, персонаж классического детектива: Раст. Все при нем: нелюдим, почти асексуален, помешан на своей работе и, конечно, гениален. Нонконформист, нестандартно мыслит, обладает мрачной историей из прошлого, одинок. В противоположность ему: Марти. Вокруг него всегда люди, чаще, конечно, девушки. Почему девушки? Потому что персонажи "крутого" детектива, чаще всего, были подвержены культуре мачизма. Они были настоящие мужчины, мужики, привыкшие к перестрелкам, погоням, допросам, работе в полиции нравов. Прямо процитирую: " - А какой типаж вы? - Я? Я простой парень со здоровенным прибором". У них часто любимые женщины и семьи, если не в начале романа, так обязательно в процессе или в итоге. Они просты и круты. Как Марти.

И вот в чем юмор позиции создателей сериала: они взяли и построили эксперимент. Мало того, что жанр сериала "неонуарный детектив" (о чертах нуарного жанра расскажу чуть ниже), так ещё и персонажи: два типажа массового детектива, два самых популярных типажа. Они будто поставили вопрос: а что будет, если они встретятся? Поэтому, опять же, кто любит обилие юмора - мимо. В основном, юмор оценят фанаты жанра, ведь многое здесь связано с фишечками и клише жанра. Все беседы Раста и Марти будто взяты из двух разных книг, словно кто-то вырезал монологи из Приключений Шерлока Холмса и какого-нибудь "круто сваренного" детектива Чандлера. Но персонажи здесь не просто типажи. Они люди, со своей психологией и мотивами, скелетами в шкафах и трудностями. Юмор создателей проявляется и здесь: развенчивается образ добропорядочного мачо, благопристойной жены, нелюдимого сыщика. За исключением понятийной стороны, здесь каждое ружье стреляет. Тут я вспомню о намеченной ранее внутренней детективной линии. Всего линий здесь две. Одна связана собственно с загадкой расследования, вторая - со взаимоотношениями персонажей. И раскрыть психологические причины тех или иных симпатий и конфликтов не менее увлекательное занятие, чем поиски убийцы.

О нуарном жанре. Мрачная атмосфера, поддерживаемая прекрасным, атмосферным звуком, прибавьте сюда Раста как сосредоточие, если подумать, одной из ипостасей нуарного детектива-сыщика. Мрачный голос, нигилистично рассуждающий о том, что все мы прогнили насквозь и не заслуживаем пощады ни на том свете, ни на этом. Словом, черты жанра сохранены и в таком контексте смотрятся также иронично. Тут кстати есть и классические для жанра фишечки и типажи: пару раз проехались по образу "шлюхи с золотым сердцем", "роковой красотки", "продажного полицейского", опять же ночь как основное время суток. Честное слово, если бы кто-то из героев носил плащ и шляпу, я бы в моменты, когда они выходят из машины, смеялась в голос.

Уделю ещё немного внимания заставке, которую я никогда не проматывала, ибо она прекрасна. В ней методом коллажа демонстрируются различные сцены из сериала, которые, к слову, я не все помню. Саундтрек Far From Any Road, как и The Angry River, уже давно стоят у меня на повторе в плеере, ещё с прошлого года, так что об этом даже говорить не буду.

Ну и сделаю выводы, на основании финала. Финальная фраза, как и все фразы Раста - заслуживают быть в цитатнике (в очередной раз плюсую сценаристам). Концовка одновременно и в духе нуарного детектива, что создает комичность, и в духе добротной такой психологической драмы. В такие моменты жалеешь, что за роль в сериале не дают Оскара. На мой взгляд, в Далласском клубе покупателей Макконахи хорош, но тут он просто великолепен. Выводы мои таковы - за исключением понятийной стороны, не прикопаешься. Это сериал, это просто "маст воч", что-то, что необходимо увидеть. У меня все. Побежала искать анализ в интернете :3
@темы: аналитика, арт, фильмы, Настоящий детектив